МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ПЕДАГОГИКЕ

МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ПЕДАГОГИКЕ

КАК СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧЕНИКА.

Добрый день уважаемые коллеги рад представить вам нашу работу, которая посвящена методам измерения личностных результатов у учащихся. Итак, работая в школе и взяв руководство над классом мы столкнулись с одной проблемой. Суть данной проблемы такова — как измерить личностные результаты учащихся. С одной стороны, нет ничего сложного. Надо разработать контрольно-измерительные материалы и на основе их провести оценку личностных результатов. Но тут и возникает в полный рост наша проблема. Если с разработкой измерительных материалов нет проблем, то с критериями оценивания этих заданий возникают сложности. По каким критериям необходимо оценивать личность? Ведь по сути оценивая личностные результаты ученика, мы оцениваем его личность. А каковы критерии оценки личности?Вот тут нам на помощь приходит ФГОС. В данном документе чётко прописано по каким критериям должно оценивать личностные результаты.

Итак по ФГОС   Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1)  воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Формирование личностных результатов происходит на уроках по всем предметам, во внеурочной деятельности, которую организует школа и семья, в процессе самообразования. Значительную роль в формировании личностных результатов образования играет система воспитательной работы школы.

Казалось бы, что не ясно? Даны критерии личностного развития, их всего одиннадцать, выдавайте учащимся задания по данным критериям и ставьте оценки. Но вот проблема, к данным критериям по которым оценивается личностный результат нет системы шкалирования. Например, критерий гражданской идентичности. По каким критериям мы должны оценивать работы данные ученикам по гражданской идентичности? Какую работу, выполненную учеником мы можем оценить на отлично, а какую на удовлетворительно?И как вообще мы можем оценить ученика как отличного патриота и гражданина или удовлетворительного? И как можно оценить личность, его развитие? Как «загнать» такую сложную систему как развивающийся человек в рамки оценивания и стандарта?После длительного размышления и оценивания поставленной перед нами задачи мы пришли к выводу, что шкальная и стандартизированная система оценивая личностных результатов, а по сути оценивания личности, нам не подходит.

Но как тогда оценивать? А очень просто. Современная наука даёт нам такие инструменты. И это инструменты применяемые такой наукой как социология. Социологи при измерениях давно отказались от шкалированной числовой системы измерений. Вместо этого они применяют систему относительного измерения, не выраженную в цифрах, а выраженную в относительных величинах. Таких как лучше, хорошо, сильно и т.д

Далее на примере одного из инструментов измерения мы посмотрим, как это реализуется на деле. Данным инструментом является анкета. Конечно в социологии применяются и другие методы измерений, но, по нашему мнению, в педагогической работе наиболее актуальной будет анкета, так как для ведения мониторинга в личностных достижениях она даст нам всю полноту материала и выявит положения, требующие коррекции.

Итак, что же такое анкета.

Анкетирование – письменная форма опроса, осуществляющаяся, как правило, заочно, т.е. без прямого и непосредственного контакта интервьюера с респондентом.

Оно целесообразно в двух случаях: а) когда нужно опросить большое число респондентов за относительно короткое время, б) респонденты должны тщательно подумать над своими ответами, имея перед глазами отпечатанный вопросник.

Если вы изучите, то увидите, что анкета состоит из трех основных частей: вступительной, основной и так называемой «паспортички». Огромная роль в будущей результативности опроса отводится вводной части, поскольку она должна сформировать общее отношение респондента к процедуре анкетирования, его психический настрой, серьезность и добросовестность. Основное назначение вводной части состоит в том, чтобы побудить желание у человека давать ответы. Чаще всего она располагается на титульном листе анкеты, является лаконичной и содержит введение, в котором указывается организация, что проводит опрос, его цель и задачи, раскрывается важность решения исследуемой проблемы и роли респондента, указываются правила заполнения анкеты и выражается благодарность опрашиваемому за участие в исследовании.

Основная часть – это наиболее важная, наиболее информативная часть анкеты для исследователя, потому что именно она предоставляет содержательную информацию, которая затем анализируется и интерпретируется, то есть она выступает основой для формулировки тех или иных выводов. Основная часть условно делится на три составляющие: сначала формулируются так называемые контактные вопросы, они несложные, просто сформулированы. Их основное назначение состоит в том, чтобы заинтересовать респондента, включить его в проблему, дать возможность апробировать на себе технику заполнения анкеты.

Вопросы постепенно усложняются, но опрашиваемый уже подготовлен к этому. Вторую группу вопросов составляют основные – наиболее сложные вопросы.

Содержание этих вопросов соответствует цели и задачам исследования и предоставляет исследователю ключевую информацию относительно исследуемой проблемы. Если необходимо решить несколько заданий, то сначала формулируются группы вопросов к каждому заданию, но в анкету они могут помещаться или блочно, или же перемешиваться с вопросами других блоков, однако, должны располагаться обязательно только в середине основной части.

Заканчивается основная часть анкеты заключительными вопросами. Стоит отметить один недостаток анкеты, которая появляется при таком расположении вопросов по уровню сложности. Поскольку все вопросы логически связаны между собой и тема постепенно сужается для рассмотрения, то возникает взаимное влияние предыдущих вопросов на последующие, что постепенно искажает общую картину.

Такое влияние вопросов имеет название эффекта излучения, ибо эффекта эха.

И, наконец, «паспортичка», которая содержит вопросы о профессии, образовании, возрасте, поле, социальном происхождении, семейном положении, места проживания др. Количество и характер этой информации зависит от цели и назначения конкретного исследования. Составить «паспортичку» не так просто, как кажется на первый взгляд. Эта информация имеет большое значение во время анализа результатов исследования для выявления определенных закономерностей, характерных тенденций и взаимосвязей между выявленными ответами (мыслями, поведением), и, например, местом проживания людей или их вероисповеданием, возрастом или характером деятельности. Именно поэтому список вопросов, градация (классы) на определенные группы должен быть четко продуманным. Например, при изучении в конкретном ОУЗ учебных интересов и планов на дальнейшее обучение учеников разных возрастных категорий можно включить возрастной интервал от 12 до 15 или до 14 или 16 лет.

Но это общая информация по анкете. Предлагаю вам просмотреть анкету по гражданской идентичности. Данная анкета предоставлена нам ИРО Забайкальского края как образец составления и сбора данных.

 

 

Анкета 1.

Уважаемый старшеклассник!

ГУ ДПО «ИРО Забайкальского края» проводит социологический опрос о качествах настоящего гражданина, чтобы лучше организовать воспитательную работу в образовательных организациях Забайкальского края. Просим Вас ответить на все вопросы данной анкеты. Для заполнения анкеты внимательно прочтите вопрос и варианты ответов на него, затем обведите тот вариант, который лучше всего отражает Ваше мнение. Бланк анкеты подписывать не нужно. Заранее Вам благодарны!

  1. Гражданин для Вас – это ……………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

  1. Используя предложенный список, запиши их в указанной последовательности в таблице.
Качества, которыми должен обладать гражданин Качества, которые присущи тебе Качества, которые у тебя отсутствуют в настоящий момент, но ты хочешь развить их в себе
 

 

Качества для выбора: честь, совесть, трудолюбие, бережливость, доброта, дисциплинированность, отзывчивость, требовательность, выдержка, сочувствие, исполнительность, настойчивость, справедливость, мужество, гордость, решительность, жизнерадостность, искренность, увлеченность, ответственность, энергичность, целеустремленность, милосердие, благородство, патриотизм.

  1. Когда говорят, что они настоящие россияне, кого ты вспоминаешь?
из исторических персонажей
из литературных героев
из героев кино- и телефильмов
из твоих современников
из тех, кто тебя окружает
  1. В какой степени Вы ощущаете себя гражданином своей страны?
Совсем не ощущаю Ощущаю, но очень слабо Иногда ощущаю, а иногда − нет Ощущаю почти всегда Ощущаю в полной мере
1 2 3 4 5
  1. Какие чувства вызывает у Вас ощущение того, что Вы – гражданин своего государства?
Ущемленность, униженность Обида Никаких чувств Спокойная

уверенность

Гордость
1 2 3 4 5
  1. В будущем ты хотел бы:

1) жить в РФ;

2) жить в РФ, работая для повышения ее благополучия и процветания;

3) жить в любом другом государстве, но не в РФ.

  1. Если бы тебе было дано право решать, ты провел бы границы нашей страны:

1) по границам бывшей Российской Империи;

2) по границам СССР после ВОВ;

3) по границам СНГ;

4) по ныне существующим границам РФ;

5) мне все равно.

  1. Назови пять положительных характеристик россиян:

1)……………………………………………………………………………………

2)……………………………………………………………………………………

3)……………………………………………………………………………………

4)……………………………………………………………………………………

5)……………………………………………………………………………………

9.Назови пять отрицательных характеристик россиян:

1)……………………………………………………………………………………

2)……………………………………………………………………………………

3)……………………………………………………………………………………

4)……………………………………………………………………………………

5)……………………………………………………………………………………

10.Кто чаще напоминает тебе, что ты россиянин?

1) средства массовой информации;

2 родители;

3) педагоги;

4) твои друзья;

5) поп-звезды;

6) другое (допиши)………………………………………………………………

  1. Россиянина можно определить (отметь не более 3-х вариантов):

1) по национальности;

2) по языку;

3) по религии;

4) по месту рождения;

5) по кругу общения;

6) по характеру;

7) по внешности;

8) по имени, фамилии;

9) твой вариант ………………………………………………………….

  1. Класс…………………….
  2. Пол: 1) мужской 2) женский

 

Как вы заметили, в анкете нет каких-либо числовых шкал для измерения отношения ученика к тому или иному вопросу. Есть лишь предлагаемые ответы, при обработке которых мы получим ту или иную степень отклонения ученика от нормы гражданской идентичности, и сможем выявить те положения, которые требуют корректировки.

Конечно возникает закономерный вопрос — а как мы определим какие положения в мировоззрении ученика требуют корректировки?

Насколько ученик должен быть патриотичен?

Ответить на этот вопрос нам, наверное, поможет выработанная система морально – нравственных ценностей Российского общества. Нам нужна система индикаторов морально-нравственного развития, опираясь на которую мы сможем составить свою систему оценивания и подобрать индикаторы развития личности.

На данном этапе мы предлагаем ориентироваться на нормы девиантного поведения, выведенные в социологии и довольно широко применяющиеся.

Но с уверенностью сказать, что данная система подходит для педагогики мы сможем сказать лишь после детального исследования и структуризации нашей оценочной системы.

Конечно же данная работа требует детальной доработки и  ваше мнение по этому вопросу очень нам поможет.

 

Список литературы:

  • Официальный сайт минобрнауки.рф
  • П.А. Сорокин «Преступление и кара, подвиг и награда» изд. Астрель 2006г.
  • Гревцева Ц.Я., Циулина М.В. «Воспитание гражданина и патриота, теория и практика» москва 2014г.